38 людей-пауков: об анимационном комиксе "Человек-паук: Вокруг Вселенной"
Люди-пауки среди нас
В центре масштабной 120-минутной анимационной ленты находится талантливый, но весьма неуверенный в себе подросток Майлз Моралес из Бруклина, которому трудно дается учеба в престижной школе, где он — пролетарский сын широкоплечего афроамериканского полицейского и тихой испаноязычной пуэрториканки, — чувствует себя не в своей тарелке.
Парень любит рисовать граффити, и однажды во время этого занятия на заброшенной станции метро его кусает особый паук — как когда-то Питера Паркера, известного миру под знаменитым псевдонимом, вынесенным в заголовок картины. Момент укуса, к слову, решен уморительно смешно: благодаря мастерскому масштабно тревожному предвосхищению решающего события, лишенного выдающихся моментальных последствий.
Юмористическое вольнолюбие
Подобный юмор, основанный на игре с ожиданиями зрителей, а они прогнозируемы, ведь историю Человека-паука только в игровом кино за последние два десятка лет перезапускали трижды (!), — является одним из главных источников вдохновения сценариста ленты Фила Лорда, известного работой над анимационным хитом "LEGO Фильм", успешными комедиями, а еще — отстранением от режиссуры истории про молодые годы Хана Соло.
Тогда его вольнолюбивый подход к классическому материалу "Звездных войн" продюсерам саги не понравился. Студия Marvel оказалась намного толерантней, потому что и сама достаточно вольнолюбиво обращается со своими героями. Вот и в новом фильме людей-пауков, как и в долгоиграющих печатных комиксах о Человеке-пауке, оказывается сразу несколько. Полдюжины и больше.
Пересекающиеся параллельные
Все они попадают в Нью-Йорк благодаря порталу, который открывает страшный злодей квадратной формы, игнорируя тот очевидный факт, что технология угрожает уничтожением всему живому. И Майлз, который только начинает постигать азы использования своих паучьих способностей, объединяется с новоприбывшими, чтобы помешать злодею и одновременно вернуть собратьев в их "параллельные" миры.
Участниками пестрого "паучьего" ансамбля становятся:
- сорокалетний, небритый, депрессивный, разведенный и потолстевший Питер Паркер в растянутых спортивных штанах,
- девушка по имени Гвен, примерно того же возраста, что и Майлз,
- черно-белый Человек-паук родом из криминального Лос-Анджелеса 1930-х, напоминающий о "Городе грехов" Роберта Родригеса,
- свинья в комбинезоне, апеллирующая к классическому образу американских мультфильмов Looney Tunes,
- и японская девочка с роботом, выполненные в стилистике аниме.
Культура подмигивания
Это стилистическое многообразие — практический результат художественного воплощения идеи параллельных, во многом похожих миров — делает картину очень изобретательной и вместе с тем узнаваемо близкой.
То же самое можно сказать и о сюжете анимационной ленты. В процессе борьбы с силами зла Майлз проходит традиционные стадии становления героя, переживая кратковременные взлеты и болезненные падения, пытаясь поверить в себя и эмоционально оплакивая потери.
Авторы не чураются эффекта дежавю, который дарят подобные, затертые многочисленными пересказами, сцены. Наоборот, они многажды усиливают его, апеллируя к комиксам про Человека-паука, из которых Майлз и черпает большую часть знаний про мир и свое в нем место. Подобное культурное подмигивание становится столь интенсивным, что превращается в своеобразный нервный тик.
Оживший комикс
Связь с миром печатных комиксов лежит в основе и визуального решения ленты, над которой работало трио режиссеров — Боб Персичетти, Питер Рэмси и Родни Ротмэн. Благодаря тому, что вместо 24 изображений в секунду они демонстрируют зрителям 12, на экране возникает ощущение плоскостной, "книжной" статики — парадоксальной для заряженного действием фильма, выполненного, чтобы быть показанным в кинотеатрах с использованием технологии 3D.
Природа комикса дает о себе знать своеобразной текстурой и цветовой гаммой кадров, делением экрана на отдельные блоки, демонстрирующие последовательность событий, дополнением образов описаниями, помещенными в рамку, и междометиями, свободно парящими неподалеку от героев.
Эти детали, соединяя новаторство и традицию, выводят жанр за его безопасные обыденные пределы и делают фильм "Человек-паук: Вокруг Вселенной" не просто ярким развлечением, но и довольно неожиданным художественным высказыванием.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на pmpackaging.ru в Telegram