Фестиваль для зрителей: топ-8 фильмов ОМКФ-2018 от кинокритика Сергея Васильева
Главный зрительский фестиваль
Ежегодно в Украине проводят три значимых международных кинофестиваля — Киевский МКФ "Молодость", Международный фестиваль документальных фильмов о правах человека Docudays UA и Одесский МКФ.
Фестиваль "Молодость" может похвалиться славной историей, аккредитацией Международной федерации ассоциаций продюсеров FIAPF и ориентацией на дебюты, что позволяет ему открывать потенциальных звезд мирового кинематографа.
Docudays UA знаменит пристальным вниманием к авторскому документальному кино, трактуя тему прав человека максимально широко. Знакомство с отобранными лентами позволяет лучше осмыслить непростые социально-политические реалии Украины. Это придает смотру не только художественную, но и определенную практическую ценность.
Одесский МКФ — самый молодой из троих — максимально ориентирован на зрителей, представляя кино авторское, не самое простое для восприятия и, вместе с тем, более-менее комфортное для просмотра. Эта зрительская ориентация выражает себя и в том, что победителя Международного конкурса в Одессе определяет голосование аудитории, а не решение жури.
Большое внимание фестиваль уделяет украинскому кинематографу. Благодаря этому он, во многом, становится фестивалем дебютов, поскольку дебютантов в отечественном кино — в избытке. В отличие от "Молодости", в конкурсе которой в этом году украинских полнометражных игровых дебютов не было вовсе, в Одессе их заявлено сразу четыре. "Вулкан" Романа Бондарчука представят в Международном конкурсе, а фильмы "Герой нашего времени" Тони Ноябревой, "Когда падают деревья" Марыси Никитюк и "Тера" Никона Романченко — в Национальной конкурсной программе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О новом украинском кино, 100-летии Бергмана и японской кинозвезде на ОМКФ — Алик Шпилюк
Еще одна важная особенность Одесского кинофестиваля заключается в том, что картины, показанные тут, зачастую выходят в отечественный прокат. Причем, в "осязаемой" временной перспективе. Этому во многом способствуют тесные связи фестивальной команды с главным украинским дистрибьютором авторского кино компанией "Артхаус Трафик", которая широко представляет тут свой репертуар (президент фестиваля Виктория Тигипко является одним из ее совладельцев).
С учетом этого обстоятельства, внимание в обзоре будет уделено в первую очередь тем лентам, прокат которых в Украине пока не заявлен и, увы, вполне может не состояться.
Что посмотреть на Одесском МКФ
1.
"Фокстрот" (режиссер Шмуэль Маоз, 2017)
14 июля, 12:00, Фестивальный центр "Родина", Синий зал
18 июля, 15:00, Фестивальный центр "Родина", Синий зал
В рамках ОМКФ состоится ретроспектива, посвященная 70-летию государства Израиль и израильского кино. Однако, "Фокстрот" Шмуэля Маоза не является ее частью. Он представлен в секции "Фестиваль фестивалей", как лауреат Гран-при Венецианского МКФ. Это решение неслучайно. Нелицеприятная история солдата, погибшего во время службы на отдаленном контрольно-пропускном пункте, была в штыки принята культурными властями Израиля.
Впрочем, официальная критика ленты не помешала ей получить восемь наград Израильской академии кино (в том числе, за фильм, режиссуру и исполнение главной роли) и выдвижение от страны на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Украинский Оскаровский комитет в свое время, выбирая между остросоциальным фестивальным "Племенем" и лакированной исторической думой "Поводырь", проявить подобную решительность не смог, предпочтя "паркетный" вариант.
2.
"Safety Last!" (режиссеры Фред Ньюмейер и Сэм Тейлор, 1923)
14 июля, 21:30, Потемкинская лестница
Единственный "безбилетный" — и наиболее массовый — показ фестиваля. Классический образец немого кино будет представлен нескольким тысячам зрителей, разместившимся на Потемкинской лестнице, — под открытым небом и в живом сопровождении оркестра.
Название картины можно перевести как "Безопасность прениже всего!" И это вполне соответствует ее содержанию, построенному на череде трюков, в том числе — весьма опасных. Главный герой, приехав в Нью-Йорк на заработки, вместе с другом ввязывается в рекламную кампанию магазина, в рамках которой без страховки необходимо забраться на крышу дома.
Экранизация этой сенсационно-сомнительной маркетинговой акции родила один из наиболее узнаваемых кадров в истории кино — человека, висящего над городской бездной, ухватившись за стрелку часов. Его роль исполнил Гарольд Ллойд, который в 1920-ые годы был, пожалуй, даже более успешной кинозвездой, чем Чарли Чаплин.
3.
"Глаза Орсона Уэллса" (режиссер Марк Казинс, 2018)
15 июля, 14:30, Фестивальный центр "Родина", Синий зал
Документальная лента британского режиссера-киноведа Марка Казинска представлена в Конкурсе европейских документальных фильмов, но вполне могла бы быть стать и специальным показом кинофестиваля, поскольку празднует творчество Орсона Уэллса, а с ним — искусство кино. Премьера ленты состоялась в секции "Классики" Каннского МКФ.
В основе картины, выполненной в форме своеобразного письма режиссера Орсону Уэллсу, — сотни ранее неопубликованных эскизов и рисунков творца, которые он писал всю свою жизнь (и, стоит отметить, не рассматривал слишком всерьез). Изучая их, Марк Казинс пытается определить особый взгляд Орсона Уэллса на мир, чтобы, оттолкнувшись от рисованных изображений, осмыслить его творческую манеру и жизненный путь.
4.
"Семейное дело" ("Магазинные воришки", режиссер Хирокадзу Корээда, 2018)
15 июля, 15:30, Фестивальный дворец
Бедная японская семья живёт, перебиваясь мелкими кражами в магазинах. Однажды, после очередного "дела", глава семейства подбирает на улице маленькую девочку. Вскоре герои видят объявление о пропавшем ребенке по телевизору. И в их непростой, но дружной жизни начинаются серьезные проблемы.
Хирокадзу Корээда снимает драмы, в которых тесно переплетаются анализ социальных условий человеческого существования и интимных аспектов семейных взаимоотношений, мастерски работая с актерами-детьми. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского МКФ и стал сенсацией в японском кинопрокате, где его посмотрели уже более 2,6 млн. зрителей. По кассовым сборам — 30 млн. долларов — картина опередила многие голливудские хиты.
5.
"Гармонь" (режиссер Игорь Савченко, 1934)
16 июля, 14:00, Фестивальный центр "Родина", Красный зал
Украинская ретроспектива, которую Одесский МКФ проводит совместно с Национальным центром Александра Довженко, в этом году посвящена мюзиклам. "Гармонь" — один из первых советских музыкальных фильмов. И первая полнометражная картина украинского режиссера Игоря Савченко, созданная им в условиях все еще относительной творческой свободы.
Лента рассказывает историю столкновения "старого" и "нового" в селе с приходом советской власти. Веселого гармониста выбирают секретарем партийной ячейки. Он — посерьезнев — отказывается от музыки, однако очень быстро сознает, что без гармони побороть влияние кулаков (одного из них сыграл сам режиссер) ему не под силу.
"Карнавальная" картина, достаточно холодно воспринятая партийными функционерами и, со временем, запрещенная, сегодня привлекает наибольшее внимание в фильмографии режиссера, указывая на трагедию лауреата трех Сталинских премий, который был вынужден обуздать свой творческий потенциал, сосредоточившись на требуемых властями эпических полотнах.
6.
"Холодная война" (режиссер Павел Павликовски, 2018)
16 июля, 17:00, Фестивальный дворец
19 июля, 16:00, Фестивальный центр "Родина", Синий зал
Пульсирующая эмоциями джазовая история любви, зародившаяся в 1950-х годах в Польше и развивающаяся на протяжении пятнадцати лет по обе стороны "железного занавеса". В основу картины легли бурные непростые семейные отношения родителей режиссера, именами которых он и назвал главных героев.
Над "Холодной войной" Павел Павликовски — лауреат премии "Оскар" за драму "Ида", действие которой происходило в Польше примерно в тот же период, — работал с оператором-постановщиком Лукашем Залом, совершенствуясь в искусстве черно-белого изображения, играющего всеми оттенками серого. Фильм получил приз Каннского МКФ за лучшую режиссуру.
7.
"Человеческий поток" (режиссер Ай Вэйвэй, 2017)
17 июля, 11:30, Фестивальный центр "Родина", Синий зал
20 июля, 21:30, Зеленый театр
Документальная картина, посвященная современной миграции, которая приобретает черты масштабного "переселения народов". Более 65 миллионов людей по всему миру вынуждены покинуть свой дом, спасаясь от голода, войны, политических преследований и климатических бедствий. Съемки проходили в Кении, Ираке, Турции, Северной Греции — всего в 23 странах.
Режиссер — художник-диссидент Ай Вэйвэй, который и сам был вынужден выехать из родного Китая в Германию под давлением властей, хочет своим взглядом охватить всех переселенцев, используя воздушные съемки. И в то же время, старается максимально приблизиться к беженцам, чтобы почувствовать индивидуальное измерение их страдания и пути. Премьера ленты состоялась в рамках Венецианского МКФ.
8.
"Тера" (режиссер Никон Романченко, 2018)
17 июля, 18:00, Фестивальный центр "Родина", Синий зал
21 июля, 17:00, Фестивальный центр "Родина", Красный зал
Отечественный фильм, появление которого можно объяснить классическими строками комедии "Хозяин" Ивана Карпенко-Карого: "Ви мені дасте великий шматок сала, щоб я його одніс у комору! Я візьму те сало голими руками, і однесу сало в комору… сало ваше ціле, а тим жиром, що у мене на руках зостався, я помастю голову — яка ж вам від цього шкода?"
Никон Романченко получил от Государственного агентства Украины по вопросам кино 931 тыс. гривен и государственный заказ на создание короткометражной ленты "Вне зоны" — о матери-кондитере, отправившейся на поиски сына, который служит в зоне боевых действий и не выходит на связь. Но кроме 28-минутного фильма, премьера которого состоялась в рамках киевской "Молодости", снял еще и 70-минутную полнометражную версию этой истории.
Насколько художественно оправданным было такое решение режиссера, можно будет ответить после просмотра "Теры". Пожалуй, сделать это будет намного легче, чем разгадать головоломку юридического статуса картины.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на pmpackaging.ru в Telegram