Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD
Инвестор вкладывает деньги не только в идею, но и в тщательно продуманный механизм ее воплощения. На этапе составления презентации для DD (Due Diligence) основатели стартапа зачастую сами сталкиваются с вопросами, о которых раньше не задумывались. Каждое пустое поле в опроснике для DD может послужить поводом для отказа.
Для представления проекта основатели стартапа заполняют два вида опросников: Анкету для презентации стартапа (Questionnaire for startup presentation), где содержится общая информация, и Техническую анкету (Tech Questionnaire), отображающую техническую сторону проекта.
Шестизначные суммы инвестиций, которые привлекают стартапы — уже давно не вызывают удивления.
Статистика о стартапах на Seed раундах
Questionnaire for startup presentation
(Анкета для презентации стартапа)
Итак, по порядку о том, что необходимо прописать для инвесторов.
Шаг 1. Предоставьте информацию о компании, команде и основателях, контакты, краткое описание проекта (description).
Шаг 2. Опишите, что уже сделано — прототип, MVP, каркас, дизайн и т.п.
Первый прототип украинского стартапа Finder
Шаг 3. Опишите проблемы, которые вы собираетесь решить с помощью стартапа, и как вы их собираетесь решить.
Пример из питч-дека AirBnB
Шаг 4. Предоставьте информацию о рынке, нише, ближайших конкурентах, целевой аудитории с разбивкой на пол, возраст, интересы, барьерах на входе.
Примеры из питч-деков Front и AirBnB
Шаг 5. Приведите аргументы, почему ваше решение не может быть легко скопировано.
Шаг 6. Предоставьте маркетинговый план, предусмотрев не только потенциальные источники прибыли для MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить обратную связь от первых пользователей) но и первые маркетинговые шаги после того, как проект соберет первичную аудиторию.
Шаг 7. Распишите модель дохода, Lifetime Value, валовую прибыль, что нужно сделать, чтобы достичь точки безубыточности и сроки ее достижения — инвестор ожидает не просто понимания понятий, а развернутый ответ по каждому пункту с указанием предположений, которые использовались.
Пример, как это сделали в презентации создатели стартапа GPS Friend:
Шаг 8. Опишите структуру затрат, которая должна учитывать все, начиная от регистрации домена, торговой марки и заканчивая зарплатами сотрудников.
На этапе заполнения Анкеты для презентации стартапа происходит первичное знакомство с идеей. Инвестор или эксперт по DD со стороны инвестиционного фонда может задать вопросы, высказать пожелания, после чего переходят к заполнению технической анкеты (Tech Questionnaire).
Tech Questionnaire
(Техническая анкета)
Шаг 1. Вам необходимо указать, какие платформы должен поддерживать проект, будь то веб-сайт или смартфон.
Шаг 2. Уже на этом этапе должен быть готов стартовый дизайн, который включает логотип, основные цвета и UI Flow. Чем подробнее проработан дизайн, анимации, игровые персонажи, тем лучше.
Шаг 3. Важный момент — понимание геолокации проекта и планирование выхода на рынки других стран в ближайшие 3-5 лет.
"500 миллионов женщин в Азии нуждаются в бьюти-стартапе!" — идея, которая принесла стартапу Podozi $125 тыс.
В Технической анкете необходимо указать данные о технологиях управления проектом, сведения о сервере, хостинге, клиентской стороне, репозитории. Необходимо полное понимание, кто и за что отвечает в вашей команде.
Предоставьте инвестору планируемый график мероприятий — участие в нишевых событиях, презентации, этапы запусков ключевых функций. Чем шире перечень, активнее PR, тем лучше! Планируемые на PR средства не должны составлять большой процент от общей суммы инвестиций — фонды ценят экономное вложение средств в рекламу.
После ознакомления с технической анкетой происходит конференция с участием заинтересованных сторон — куратора, ответственного за DD этого стартапа и технических специалистов, представляющих интересы инвестиционного фонда, основателей стартапа.
И о деньгах
Как основатель, вы должны понимать расходы не только на маркетинг и PR, но и операционные и технические расходы на период MVP с учетом масштабирования проекта на 20%, 50% или 100%. Поэтому стартап также предоставляет предварительный просчет технического бюджета (стоимость реализации проекта) и выводы. Последние должны описывать не только положительные стороны проекта, но и предусмотреть проблемы, с которыми может столкнуться стартап, предоставить реальную оценку бюджета и сроков.
На данном этапе прорабатывается адекватность стартапера и существующей команды. Куратор DD вправе предложить возможные варианты изменения проекта к лучшему, вынести на обсуждение коррективы в планы реализации.
Максимум приложенных усилий со стороны основателей стартапа демонстрирует инвесторам серьезность и уровень настроя на результат. Фонды хотят видеть перед собой бизнесменов, а не группу технарей, у которых есть свободное время на генерацию разных придумок.
Поэтому не ждите, что кто-то придет и купит вашу идею — действуйте, создавайте прототипы, демонстрируйте свои умения и навыки, выкладывайтесь по-полной! Оно того стоит.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на pmpackaging.ru в Telegram