Консенсус, миграция и Brexit: что обсуждалось на саммите лидеров ЕС
20 сентября в австрийском Зальцбурге на очередном неформальном саммите встретились лидеры Евросоюза. Встреча подтвердила общую тенденцию последних лет — на повестке все те же Brexit и миграционный кризис, а решений по этим вопросам все так же нет. При этом старые центры влияния в ЕС все больше теряют свои позиции, а внутренняя обстановка большинства основных европейских сил находятся во внутренних кризисах. Все это говорит об определенной стагнации в важных для ЕС вопросах.
Тем не менее, встреча в Зальцбурге не прошла бесследно — как минимум две важные тенденции вышли на первый план. Речь идет о проблеме использования наказания для Венгрии (хотя речь идет скорее о принципе, чем конкретно ситуации), а также о возможном переходе к голосованию большинства вместо консенсусного. Кроме того, в этот раз важными были не только темы, о которых говорили стороны, но и те, что остались в тени обсуждения. pmpackaging.ru подвело итоги неформальной встречи лидеров ЕС.
Тупиковый Brexit
Главным на повестке зальцбургской встречи остается проблема Brexit. И без того шаткое положение коалиции Терезы Мэй окончательно подорвано спором о мягком-жестком выходе из Евросоюза. Вопрос границы Северной Ирландии остается полностью открытым — ни Британия, ни Евросоюз не нашли хоть какого-то общего представления о функционировании границы. Более того, европейские лидеры не горят желанием обсуждать хоть какие-то уступки Лондону до съезда британских консерваторов в конце этого месяца, когда будет ясно, получит ли Мэй мандат на воплощение своей программы выхода.
Вместе с тем, европейцы продолжают давить на вопрос Brexitа политически, подчеркивая тот факт, что для Британии этот вопрос гораздо важнее, чем для ЕС. Например, австрийский канцлер Себастиан Курц отреагировал на желание части британских Консерваторов выйти из Евросоюза совсем без сделки или на "жестких" условиях (то есть без торгового соглашения и свободного перемещения людей): "Такие варианты будут трудными для Европы, но для Британии они вызовут по-настоящему ужасные последствия". Такое же мнение поддерживало большинство участников встречи.
Президент Европейского Совета Дональд Туск высказался более дипломатично, поддержав инициативы Мэй по смягчению эффектов от выхода. Более того, Туск предложил провести дополнительный саммит лидеров ЕС в конце ноября для более детального обсуждения этой темы, когда в Лондоне будет более-менее четкая позиция. Похожую идею высказала и немецкий канцлер Ангела Меркель.
На самую опасную тропу стал французский президент Эммануэль Макрон, назвав агитаторов за Brexit лгунами.
Забыв о дипломатическом тоне, Макрон обвинил активных участников кампании за выход Британии из ЕС в целенаправленном обмане.
Агитаторы, по мнению Макрона, вводили в заблуждение британцев о плюсах Brexit, умалчивая о сложности процесса и негативных последствиях. Ответ не заставил себя долго ждать и уже к вечеру экс-глава британских консерваторов посоветовал французскому президенту "выметаться" из обсуждения внутренних дел Британии.
Вопрос большинства
Второй важной темой обсуждения стал очередной раунд споров об изменениях в миграционной политике. Однако тут, как и раньше, стороны так и не смогли сдвинутся с мертвой точки разного регионального и идеологического деления по отношению к этому вопросу.
Проблемность в вопросах Brexit и миграционной политики ни для кого не стала неожиданностью. Именно поэтому еще до проведения саммита американский аналитический центр Stratfor обратил внимание на еще одну тему в повестке зальцбургской встречи. Речь идет об обсуждении нового принципа голосования для основных институций ЕС — Европейского Совета, Европарламента и Еврокомиссии.
И если раньше этот вопрос обсуждался преимущественно с точки зрения вопросов бюджета, то сейчас действующий принцип голосования представляет собой серьезную проблему гибкости и легитимности решений внутри ЕС.
Ярким примером тут остается вопрос применения ст.7 Лиссабонского договора, то есть — применения санкций по отношению к стране, нарушающей общие принципы ЕС. Сейчас применение этого наказания осуществляется двумя этапами — в Европарламенте, где решение принимается квалифицированным большинством, а потом в Европейском Совете. Однако Евросовет, состоящий из представителей каждой страны союза, должен проголосовать за это решение консенсусным решением (все страны, кроме той, по отношению к которой принимают решение). Такой способ голосования дает возможность блокировать решение всего одним голосом против. Что и происходит, например, в вопросе санкций по отношению к Венгрии, где Польша выступает против.
И хотя европейские лидеры не делали заявлений по поводу каких-либо окончательных решений, Зальцбург стал чуть ли не первым местом, где этому вопросу было уделено столько внимания. Более того, нужно понимать, что это решение связано не только с вопросами внутренних санкций, но и гораздо более широких проблем. Например, утверждение новой программы "политики сплоченности" — экономической помощи догоняющим странам с 2020 по 2027 год.
Читайте также: Миграционное эхо: почему Европа опять спорит о мигрантах
Кризисы и предложения
Однако чуть ли не самыми важными итогами встречи стали не обсуждаемые вещи, а наоборот — те, о которых умолчали. Проект "новой Европы", ранее так сильно обсуждаемый Макроном и частично Меркель, сейчас даже не упоминался в комментариях лидеров.
Общая финансовая система, европейская армия или даже "Европа нескольких скоростей" — все это не было заявлено на обсуждение в Зальцбурге. На второй план ушли и внешнеполитические вызовы для Европы вместе с амбициозными планами по общему надсмотру над границей.
И это не удивительно, ведь у всех основных европейских сил хватает проблем на национальном уровне. Рейтинги Макрона упали до минимума за все время пребывания на посту президента. Меркель столкнулась не только с падением поддержки, но и внутренней оппозицией внутри партии, Италия самоизолировалась от общеевропейского контекста.
Все это ставит под сомнение реализацию ранее анонсированных проектов по преобразованию ЕС. В то же время растет влияние евроскептиков и политиков консервативного крыла. Тот же Курц, активно примеряющий на себя роль нового лидера Европы, не сильно заинтересован в углублении интеграции ЕС.
Стоит также отметить, что это все происходит накануне смены главы Еврокомиссии, а также выборов в Европарламент. А это значит, что вопрос кризиса лидерства может только углубиться. А пока лидерам Евросоюза остается решать все те же вопросы Brexit и миграционной политики, отложив глобальные проекты в долгий ящик.