О важности сторителлинга для компаний

31.05.2019 8:10

О важности сторителлинга для компаний

Рассказывать миру о том, что ты делаешь — это критически важный скилл, которого так не хватает украинцам. Нас не научили в детстве рассказывать о себе. Почему ты делаешь то или другое, почему то, что ты делаешь, стоит денег? Как рассказать историю? Почему мы хуже, чем американцы и европейцы, умеем рассказать о себе?

Потом я узнал, что в Америке в школах есть летний проект, они его делают, презентуют, делают питч и рассказывают, что они делали летом. Что делал летом я и многие из нас, мы писали в сочинениях "Как я провел лето". То есть с самого маленького возраста людей учат рассказывать, почему то, что я делаю — это важно. И умение доносить миру свою пользу и ценность — очень важный скилл.

История позволяет продавать себя, идею и бизнес. Конечно же, хорошая история позволяет собирать команду. Мы ничего не можем сделать в одиночку. Умение вдохновить, умение зажечь огонь, умение сказать людям, что мы сядем на Марсе, как делает, например, Илон Маск, важно. Это позволяет ему собирать лучшие умы планеты, которые действительно хотят что-то важное решать в жизни и делать крутые продукты.

Пытаясь понять, как сделать историю, как она создается, мы можем обратиться к 2009 году. Был классный эксперимент: Боб Воккер, журналист, купил на Ebay игрушечную голову коня. Он купил ее за 99 центов, написал интересную историю к ней и снова выложил на Ebay, и продал за 62 доллара. Это очень простая такая визуализация, как с помощью истории можно поменять стоимость того, что вы делаете и что вы продаете.

Исследователь Джозеф Кэмбел смотрел на мифы и сделал следующий вывод. Вкратце, он утверждает: чтобы сделать крутую историю, чтобы классно о себе рассказать или о своей компании, своем бизнесе, или написать книжку, или создать фильм, или что угодно — нужно взять героя. Который стоит. И в какой-то момент времени он должен понять, что он хочет двигаться, что он хочет меняться, что он хочет куда-то идти. Потом он проходит трансформацию, борется с врагами, умирает, побеждает, перерождается и приходит домой новым человеком. Всего 10 пунктов.

Первый этап: есть герой, который живет в обычном мире. Второй пункт — это зона приключений. Обычно приходит кто-то извне. И герой соглашается на изменения, мы готовы отправиться в большое путешествие, которое непонятное и неизведанное. Третье: есть точка невозврата — когда герой делает шаг, решает: "Окей, сейчас я это сделаю". И конечно же, герой принимает чаще всего красную таблетку, потому что он хочет сделать выбор в пользу неизвестности.

И вот он выходит из матрицы, он встречает новых друзей, он встречает врагов, он борется. Следующий этап: появляется мифический ментор, который указывает герою, куда ему идти, и благодаря этому герой добирается до главного злодея. Начинается схватка. Чаще всего герой борется не только со злодеем, а в большей степени с собой. В какой-то момент ему кажется, что он почти проиграл. И в этот момент отчаяния герой в себе находит те самые геройские черты — он меняется, он находит в себе силы и понимает, что он герой. Поэтому он побеждает дракона, находит свои бесценные сокровища, что чаще всего не само сокровище, не сама голова дракона или рука принцессы, а вот та внутренняя трансформация, которая нужна герою. И потом он идет домой. Возвращается чемпионом, перерождается и остается дома. Вот так строятся все книги, все фильмы, все рассказы.

Все истории, как одна, очень похожи в том, что они нас зовут, привлекают с точки зрения эмоций. Они вызывают эмоции. Когда у нас есть эмоция, наш рациональный мозг не думает. То есть все знают о том, что мы делаем часто вещи, о которых потом жалеем. Поэтому эмоции — это такая штука, которая, с одной стороны, хорошо, а с другой — плохо. Потому что эмоции можно программировать, эмоции можно вызывать.

Есть два важнейших гормона, которые вызывают эмоции. Первый — это гормон счастья дофамин. Второй — окситоцин, гормон доверия. Как только у нас есть внимание человека, мы должны вызвать у него доверие. Поэтому этот гормон вызывает массу различных хороших чувств, что позволяет нам с человеком сконнектиться. Поэтому, когда говорят, что "это нечеловечно, это только бизнес", я в корне не согласен. Сейчас в наше время — все про доверие, все про эмоции, все про людей, все про отношения.

Источник

Читайте также