Развод в большом городе: о комедии "Я, ты, он, она"
Развод с отсрочкой
Режиссерами фильма выступили Владимир Зеленский (для него это дебют) и Дэвид Додсон (он полнометражные романтические комедии для "Квартала 95" снимал не раз), а сценарий ленты писали сразу десять авторов, нанизывая многочисленные юмористические эпизоды на острый — но уже, в общем, проверенный в кино — шампур сюжета.
Макс (Владимир Зеленский) и Яна (Анастасия Коротка), прожив в браке десять лет, решают по усталому обоюдному согласию развестись — детей у них нет, материальных претензий друг к другу они тоже не имеют. Однако судья (играющая театральными мускулами Тамара Яценко), вспомнив первое образование психолога, оставляет их супругами еще на месяц.
Исполнение непрошеных желаний
За это время Макс и Яна должны выполнить желания друг друга, игнорирование которых и привело к затуханию семейного очага. Желания эти, к слову, судья заставляет пару записать на желтом и синем листах бумаги. Сразу видно, что фильм впервые в истории "Квартала 95" был снят при поддержке украинского государства, которое выделило на производство 17,6 млн грн (49% бюджета комедии).
Игнорируя настойчивые призывы любовников (их сыграли Евгений Кошевой и Надежда Дорофеева — "он" и "она" из названия фильма), герои решают выполнить судейское предписание — и заветные желания друг друга, варьирующиеся от поездок на мотоцикле и секса в "горбатом" "Запорожце" до боев без правил и — еще более травмоопасных — встреч с родственниками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Больше, чем секс: о комедии Ольги Ряшиной "Секс и ничего личного"
Тонкий дебют и спазмы юмораКартина стартует психологически точной и художественно убедительной сценой, в которой Владимир Зеленский и Анастасия Коротка без слов демонстрируют, как семейная жизнь их героев покрывается трещинами рутины. Представленный в ней тонкий юмор, построенный на внимании к знаковым деталям и деликатной эксплуатации комических несоответствий, расшифровать и оценить которые — задача зрителей, и дальше будет украшать ленту, пусть и не столь часто.
На второй план его отодвигают интенсивные словесные пикировки героев — порой слишком продуманные и демонстративные в своем желании рассмешить, чтобы быть результатом минутного вдохновения и формировать иллюзию живой стихии общения. А также эпизоды исполнения желаний и бурного выяснения отношений, которые нередко существуют как зарисовки, комически ценные сами по себе.
Почти дубляж
Палки в художественные колеса фильма вставляет и натужное взаимодействие персонажей с украинским языком, к которому (в их исполнении) необходимо привыкнуть.
"Я, ты, он, она" стал первым украиноязычным полнометражным фильмом студии "Квартал 95" (даже в "Слуге народа 2", играя президента Украины, Владимир Зеленский говорил по-русски). К сожалению, во время просмотра возникает неуютное ощущение, что фильм снимали на русском, а потом — просто продублировали.
Знакомые лица
Дискомфорт, вызванный подобной неряшливой украинизацией, со временем угасает. Мозаичная структура картины за 100 минут предлагает не только разнообразие комических ситуаций, но и масштабную полифонию голосов их участников, которые постепенно возвращают ленте утерянную естественность, пусть и не до конца.
"Гвоздями" эпизодов становятся постоянные члены творческого коллектива "Квартала 95" (все, или почти все), звезды эстрады Ольга Полякова и Сергей Бабкин, актеры Станислав Боклан и Ольга Сумская, сыгравшие соседей героев, а также Виктор Жданов, Дмитрий Суржиков и Александр Игнатуша, чье появление на экране — моргнешь и не заметишь, — скорее намекает на их безусловные таланты, чем раскрывает их.
Шутки для всех
Парад многочисленных исполнителей с популярной "пропиской" в телевизоре — не случаен. "Квартал 95", чей успех во многом зиждется на присутствии в эфире, отлично знает свою преданную аудиторию и эффективно использует это знание, чтобы наладить с ней контакт, учитывая при этом широкий спектр ее разновозрастных интересов и удовлетворяя их.
Так, в комедии находится место пьяному исполнению песен Олега Винника, которое рассмешит критиков и вряд ли обидит фанатов звезды, а современная шутка о "евробляхах", превращенная в масштабные гонки по Киеву, соседствует с архаичным упоминанием об афере "Элита-Центр", которое оценят зрители постарше.
Американские лекала
Рассчитывают авторы и на зрительское знакомство с жанровыми стандартами комедии: именно оно позволяет прочертить прямую линию смысла там, где они сбиваются на неточный пунктир, оставляя слишком многое за кадром — да так, что понять, что события происходят целый месяц, оказывается непросто.
Доказательствами же того, что герои находятся прежде всего внутри жанра, а не в Украине, служат материальные условия их существования — атрибуты рядовой достойной жизни по американским меркам (особняк в пригороде, несколько авто, и все это — на зарплату педагога и врача), которые в отечественных реалиях пусть и не слепят, но "поблескивают" роскошью.
Украинские грабли
Размещая картину на своеобразном перепутье между американской мечтой и украинской явью, проявляющейся в поведении персонажей, авторы комедии "Я, ты, он, она", пожалуй, не до конца осознают, сколь странный и даже абсурдный они получают художественный результат.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на pmpackaging.ru в Telegram
Пока соседи героев, только что купившие в Киеве особняк, переживают, как им "устроить" дочь в университет, разводящаяся пара крутит романы на "производственной" стороне — со студенткой и подчиненным, счастливо не подозревая о существовании таких тревожащих западный мир понятий, как профессиональная этика и сексуальные домогательства.
Иван Франко на языке
Впрочем, находится в фильме место и продуманному абсурду, с помощью которого достигаются запланированные юмористические цели. Наиболее ярко он проявляет себя, когда герой, пребывая в общепите, в наркотическом опьянении торжественно декламирует поэзию Ивана Франко, взирая на его портрет на 20-гривневой купюре.