Скоро зритель "клюкву" смотреть не станет — Галина Балан-Тимкина, Star Media
В интервью для проекта "Знято в Україні", организованного delo.ua в партнерстве с Медиа Группой Украина, шоураннер Star Media Галина Балан-Тимкина поделилась своими наблюдениями, что ждет от сериалов современный зритель, почему герой сериалов в прайм-тайме должен измениться, рассказала, как формирует творческую команду и какой главный вопрос залет себе, как продюсеру.
Галина, что сейчас происходит в сфере киноиндустрии с сериалами? И чем ситуация на украинском рынке сериального контента отличается от украинской?
Западный контент сейчас развивается стремительно и разножанрово. У создателей этого контента другие возможности, другие бюджеты, другое качество драматургии и, скажем так, другие запросы зрителя, а следовательно — другой главный герой.
Это не выхолощенный положительный персонаж, а живой человек с многоплановыми внутренними противоречиями, с темными и светлыми сторонами. В поисках верного пути он позволяет себе допускать роковые ошибки, проходя через сокрушительный крах своих иллюзий. Такой герой интересен западному зрителю потому, что он себя с ним идентифицирует.
А нашему не интересен? Тогда какой? По-моему, так может быть самый разный, ведь запрос на создание сериального контента растет?
Запросов на создание контента много. Это дает возможность много снимать. И поскольку я занимаюсь праймовыми проектами, то могу сказать о запросах прайм-тайма. Телеканалы культивируют истории, в которых герой не может быть негативным, потому что наша аудитория не примет неоднозначного персонажа — мужчину или женщину, запутавшихся в отношениях, и, не дай бог, вследствие вышеупомянутой роковой ошибки предавших любовь или мечту. Поступки, которые не характеризуют центрального персонажа, как благородного, честного и смелого, обречены.
Происходит идеализация, лишающая зрителя соучастия в борьбе героя со своим несовершенством, преодоление которого и делает его настоящим героем. Какими персонажи заходят в историю, такими из нее и выходят — никаких потрясений и трансформаций. В результате получаем некое лайт-телевидение.
Говорите про какие-то конкретные телеканалы?
Такова сейчас общая тенденция. По прежнему доминирует мнение, что зрителю не нужно критическое мышление, глубокое переживание, качественная эмоция, когда актер проживает коллизии правдиво, на пределе драматизма.
Думаете нужна? Зачем? Драматических историй хватает в реальной жизни…
Зрителю нужен достоверный герой, в котором он может узнавать себя.
В основном возраст телезрителя — 35-40 лет. Те, кому до тридцати, смотрят в интернете хорошее западное кино. И когда они попадут в возрастную категорию телевизионной аудитории, "клюкву" смотреть не станут.
Если каналы в будущем хотят получить эту аудиторию они должны экспериментировать, повышать планку, разрабатывать истории в связке с продакшнами для получения качественного продукта, не руководствуясь в определении ожиданий зрителя клише своих стабильных рейтинговых показателей.
Галина Балан-Тимкина на съемочной площадке
Какие нам транслируют истории? Я пока бедная и несчастная, но если покорно приму все житейские невзгоды, обязательно встречу благородного принца, и мы умчимся в закат на его роскошном кабриолете.
Как это воспринимает зритель? На мой взгляд, фоновое, не вовлеченное смотрение лишь усыпляет его социальную неудовлетворенность и насущные проблемы. Не видя мощных драм, он не видит и способа разрешения серьезных конфликтов. Это ложная установка: на экране все безоблачно и можно в чудесном настроении завтра идти на работу. Что же происходит на самом деле (или точнее — не происходит)?
Когда мы прочитали стоящую книгу или посмотрели первоклассный фильм — мы испытали катарсис, выплакались, очистились, нам стало легче от осознания способности близкого нам по духу героя противостоять жесточайшим испытаниям и мы нашли в себе силы идти дальше. А клюквенные мелодрамы не выполняют этой функции. Отрицательная энергия не находит выхода.
Фоновое, не вовлеченное смотрение лишь усыпляет социальную неудовлетворенность зрителя и его насущные проблемы. Не видя мощных драм, он не видит и способа разрешения серьезных конфликтов
Что нужно, чтобы "клюквы" становилось меньше, а качественных сериалов - больше?
Нужно прежде всего работать над качеством сценарного материала. Позволить главному герою быть живым, противоречивым, ошибаться, не сглаживать пиковые точки его становления.
Получается ли убеждать в этом заказчика?
В качестве положительного примера могу привести сериал "Тайная любовь", который прошел на телеканале "Украина" с рекордными показателями. Это не "фоновый" продукт, под который можно проверять у детей уроки, а динамичная драма.
Мы долго работали с телеканалом над сценарием, а также на этапе съемок и монтажа. У заказчика были опасения, что эта история не станет близкой зрителю из-за преобладания драмы, наличия тюрьмы, где главная героиня проходит непростые испытания.
А в результате на пике просмотров доля общей аудитории (среди зрителей 18+) достигла 47%, это половина зрительской аудитории нашей страны. Доля первой серии по общей аудитории была более 20 %, а на финальной серии — более 37 %. Это впечатляющая динамика. То есть зритель, изголодавшийся по качественным эмоциям, пришел к нам. Его зацепило не поверхностное исследование проблематики персонажей, а ныряние на самое дно. И ключевая роль в таком успехе именно у сценария, являющегося первоосновой качества.
При этом, найти сегодня высококлассного сценариста - очень сложно, говорят украинские продюсеры. С кем вы работаете?
С Алиной Семеряковой. Это драматург — ас. Она пишет высококлассные истории и добивается невероятного драматического градуса, требующего мощнейшего актерского диапазона. Поэтому перед реализацией каждого ее сценария мы долго ищем актеров, которые способны его воплотить.
Дефицит качественных авторов — одна из злободневных проблем отечественного телерынка. Отсутствует школа, преобладает дилетантизм, засилие бесконфликтных, вторичных сюжетов с косноязычными бездействующими персонажами. Это позволяет производителям соответствующим образом реализовать подобный материал. Главным выразительным средством на съемочной площадке становится разведение по мизансценам актеров, выучивших текст.
Но тем не менее наши актеры в последнее время очень востребованы?
При сегодняшнем объеме отечественного производства актеры, прыгающие из сериала в сериал, стали функциями, иллюстраторами сюжетов, а не уникальным живым инструментом, через который, как по электрическим проводам, проходит замысел драматурга и режиссера. Колоссальная загрузка расхолаживает, поощряет не затрачивать свое человеческое нутро.
В первый съемочный день актеров шокирует мое видение и требование к роли. Максимальное погружение на самое дно внутреннего конфликта персонажа, предельная эмоциональная вовлеченность вызывают сопротивление. Ведь это как, забросив ежедневные тренировки, пробежать изнурительный марафон или осилить неподъемную штангу. Актеры сетуют на сужение их изобразительной палитры до "слезливых" сцен, иронизируют, что в наших фильмах не плачет только массовка. Но массовка, случается, тоже плачет.
Пропустить драматическую ситуацию персонажа через себя — это значит не "проплакать", а "прожить" его объем. А природа актера выдаст это проживание именно через его индивидуальную палитру. Ведь что такое драматизм? Это особенное напряжение, подьем всех внутренних сил человека для неустанной борьбы с препятствиями на пути к цели. Чем выше драматизм, тем глубже психологическая составляющая. И будет ли актер в пережитых обстоятельствах персонажа плакать или хохотать определяет только его человеческое естество, а не моя установка. В этом магия правды существования в кадре.
Большинство одаренных актеров, нацеленных на рост, приходят за этим, как за глотком свежего воздуха в засильи иллюстративного прочтения ролей и испытывают настоящую эйфорию от воплощения многосложных экранных образов. Но есть и такие, которые после подъема на вершину актерской техники бегут от меня сломя голову. (Улыбается). Им дискомфортно глобальное эмоциональное пространство роли.
Всегда есть право выбора — актерство или мастерство. Возможно пожарный или хирург также могут сделать таймаут в тушении пожаров и спасении людей. Но рецепт профессионального роста и успеха не в тотальной занятости на съемочных площадках.
У вас есть рецепт успеха?
Рецепт прост — качественная драматургия, режиссура, актерское воплощение. Зачастую режиссеры почему-то думают, что сценарий — это некое сооружение, которое нужно заселить говорящими актерскими головами. А ведь режиссер — это автор нового самостоятельного произведения, который оживляет каждого персонажа множеством пластов. Если персонаж говорит: " Я хочу отомстить за предательство", то режиссер должен докопаться то того, какова его истинная миссия в истории, о которой он сам не подозревает, определить, что персонаж декларирует окружающим, а чего хочет на самом деле и какой иллюзии — первоначальной ошибочной цели подчиняет свои действия.
Например, в одном из моих последних 4-х серийных проектов "Без колебаний" у главного героя Павла — талантливого следователя трудоголика, живущего работой, произошел болезненный разрыв с женой, которая много лет назад забрала дочь и устроила свою личную жизнь за границей. Павел, ошибочно считая жену единственной виновницей этого разрыва, превращается в циника, одинокого волка, топящего свою жизнь в алкоголе и замкнувшегося в скорлупе брошенного, сломанного, не понятого мужа. Его цель — больше не допустить в своей жизни подобных отношений, отмежевываясь от действительности позицией преданной жертвы. И это его главная разрушительная иллюзия, не позволяющая излечить внутреннюю травму и начать новую жизнь. В чем он ошибается? Что ему сделать, чтобы отпустить прошлое? Разделить с бывшей женой вину за предательство! Но герой должен пройти колоссальный путь преодоления себя, чтобы разрушить самообман целебности перекладывания своей вины на другого человека.
И это то, что должна реализовать режиссура, разбирая с актерами все эти пласты на основе текста драматурга.
Откуда такие критерии в режиссуре?
У меня была потрясающий педагог по режиссуре и актерскому мастерству — Нинель Антоновна Быченко. Человек-глыба, человек-легенда, проповедник искусства на разрыв аорты, которое теперь вытравливается в ВУЗАх посредством антипедагогики медийных лиц. В 91 год она мыслит так, как я не мыслю.
Она продолжает преподавать?
В прошлом году она была лишена возможности набрать курс на кафедре режиссуры КНУКиМ, осталась не удел — только числится в магистратуре. Сидит дома на Березняках, читает газеты. Потому что сейчас происходит глобальная профанация профессии, подмена ее сути. Оболванивание ее легкодоступностью — "звёзда" из телевизора — путёвка в телевизор. Эффектный аттракцион, на задворках которого специалисты без инструментов профессии и глубинного понимания задач актёра и режиссёра.
Привлекая к преподаванию медийных персон, руководители учебных заведений нивелируют понятие педагогики, которая является беспрерывным целостным процессом образования, развития, формирования специалиста. Педагог — это уникальный дар, призвание, миссия. А для амбиций успешных актёров или режиссеров есть творческие встречи и мастер классы. Но именно амбиция затуманивает осознание гражданской ответственности за настоящее и будущее конвейера "недоспециалистов".
Мастер-класс Галині Балан-Тимкиной на площадке образовательного проекта "Сценарный"
Как вы формируете творческую команду? Есть какие-то постоянные критерии?
Я — жесткая и непримиримая, никому не прощаю формальность и не вовлеченность в творческий процесс. Но в первую очередь, я ничего не прощаю себе. Если я иду на неправомерный компромисс, закрываю глаза на халтуру — значит я не профессионал. Если я отдаю себя на сто процентов своему делу, то почему кто-то рядом должен отдавать меньше или просто отбывать рабочие часы? Ты или в профессии или вне.
Но сейчас, на мой взгляд, сложилась потрясающая команда единомышленников, необычайно талантливых, которые со мной на одной волне. И учитывая результаты того, что мы вместе сделали за эти годы, стоит быть в профессии.
Продюсер Галина Балан-Тимкина и актер Вячеслав Довженко
И все же почему в мире случился сериальный бум?
Реалити-шоу уже не так увлекают зрителя. Я могу смотреть реалити ежедневно в Сети, у себя в телефоне — например, как сосед поет на кухне не хуже Паваротти, а соседка выкладывает в Инстаграм успехи своего похудения. Теперь люди ссорятся, мирятся, влюбляются онлайн и новые народные герои у нас под рукой, не обязательно за ними идти к телеэкрану. Другое дело наблюдать захватывающие художественные драматические перипетии. Весь мир следит за "Игрой престолов", "Убивая Еву", "Черным зеркалом", "Видоизмененным углеродом", "Острыми предметами", "Академией "Амбрелла" и другими. Это тренд интернет-платформ, за которыми будущее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рейтинг "Знято в Україні" назвав найкращі українські фільми і серіали 2016-2018 — фото, видео
А популярность коротких 4-х серийных сериалов как объясняете? В чем их привлекательность?
Четырехсерийка — компактная, динамичная история одного эфирного вечера. Я очень люблю этот формат за возможность рассказать о героях больше, провести их через большее количество перипетий, чем в двухсерийном телевизионном фильме, не теряя при этом динамики сюжета.
Но сейчас 4-х серийки поставлены на конвейер, что при колоссальной съемочной выработке существенно влияет на их качество, а каждая такая история претендует на крепкое драматическое телевизионное кино. Здесь для сценарного материала важно наличие центральных событий, обеспечивающих мощное развитие главного конфликта. По количеству таких событий и определятся продолжительность сериала.
Тогда зачем растягивают на 100 серий "мыльные оперы"?
У этого жанра своя целевая аудитория, которая никуда не торопится. Таким зрителям важно, чтобы каждый день у них дома присутствовали персонажи любимого сериала: женились, разводились, встречались, пили чай, переживали семейные неурядицы. Во главе эффект присутствия, а не глубокое сопереживание и погружение в историю.
Как относитесь к экранизациям классики?
Не каждый литературный материал поддается экранизации. Я считаю, что Льва Толстого невозможно экранизировать, получается всегда что-то громоздкое, тяжеловесное. При прочтении потрясают, в первую очередь, пронзительные метания героев. Ты становишься соучастником их внутренних монологов, духовных исканий.
И когда эта "диалектика души", эти многослойные полотна характеров переносятся на экран - они теряют свой вселенский масштаб. Трагической любви Анны Карениной и Вронского посвящено более ста глав романа. Как это можно визуализировать?
В последнее время, что обрадовало в профессиональной сфере?
Что зритель показал, чего он от нас ждет. Не знаю как быстро рынок перестроится и возникнет потребность производить больше качественного драматического контента, но точно знаю, что запрос на него уже существует. Это первое. И второе, я открыла для себя много талантливейших украинских актеров.
Каждый раз на съемочной площадке я потрясена тем, как здорово и запредельно честно работают Ирина Мельник, Наталья Васько, Екатерина Качан, Екатерина Кистень, Ольга Морозова, Виктория Корсун, Ирина Гришак, Николай Боклан, Вячеслав Довженко, Дмитрий Чернов, Даниил Мирешкин, и другие. Погружаясь в процесс вместе с ними, я проживаю их роли, радуюсь их победам над сложными актерскими сценами и невероятно ценю моменты, когда они поднимаются на вершину мастерства.
Продюсер Галина Балан-Тимкина с актрисой Натальей Васько на церемонии награждения победителей Национальной кинопремии "Дзига"
Какие риски видите для развития в сфере киноиндустрии?
Самый большой риск — это прозевать обновление аудитории и занизить планку ее запросов.
Как не выгорать, особенно на длинных проектах?
"Тайную любовь" мы с перерывами снимали где-то полгода. "Выгорания" от процесса нет, но иногда я вижу, что какая-то история не получается, потому что кто-то ее не понимает, не так трактует и не может ее поднять. Тогда я должна эту историю вытащить своей энергетикой.
Когда я вижу, что какая-то история не получается, потому что кто-то ее не понимает, это у меня вызывает остервенение. И тогда я должна ее вытащить своей энергетикой. Моя профессия похожа на шаманизм. Я создаю у себя в голове персонажей и подпитываю их энергией, а они — меня. Вот после мастер-класса спрашиваю у аудитории: "Как впечатление?" — "Вы — шаман". Действительно, моя профессия — это шаманизм. Я создаю у себя в голове этих персонажей и подпитываю их энергией, а они — меня. Одни ушли — зритель их принял, другие пришли — будем жить с новыми героями.
Какой вопрос должен постоянно задавать себе продюсер, чтобы оставаться на пике профессионализма?
Что ты выбираешь: индустрию развлечений или миссию искусства? Ты хочешь зрителя сиюминутно развлечь или вовлечь в мощную историю, которая не оставит его равнодушным и заставит мыслить? Выбор несложен: "да" или "нет". Есть, правда, еще "не знаю", но это — "невесомость", "ничего", потому среднего не существует.
А если ты выбираешь искусство, то твоя сверхзадача — провести зрителя через тоннель человеческого несовершенства, преодоленного на экране , чтобы дать ему силы быть героем своей судьбы.