Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"

14.09.2018 22:24

Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"


Заметная картина

"Когда падают деревья" — один из наиболее заметных авторских украинских фильмов этого года:

    • мировая премьера ленты Марыси Никитюк состоялась в феврале на МКФ в Берлине — в параллельной программе "Панорама";
    • в июле на Одесском МКФ, где впервые в Украине представили картину, жюри Национального конкурса наградило призом исполнительницу главной роли Анастасию Пустовит;
    • а в октябре — уже после того, как активная стадия отечественного кинопроката ленты завершится, — она будет показана в официальной программе Варшавского МКФ.

Награды еще до съемок

Картина получила определенную известность еще на этапе подготовки к съемкам. Марыся Никитюк со сценарием будущей ленты принимала участие в профессиональной программе ScripTeast, призванной помочь кинематографистам улучшить творческий материал. И стала ее победителем, получив награду имени Кшиштофа Кеслевского.

Один из организаторов ScripTeast польский продюсер Дариуш Яблонский, в итоге, принял участие в создании картины, которая стала копродукцией Украины, Польши и Македонии (ведущим продюсером был Игорь Савиченко). Это позволяет говорить о ленте "Когда падают деревья", как о восточноевропейском, а не просто украинском (и уж, тем более, местечковом) кино.

Универсальная история

Пожалуй, это обстоятельство создает для зарубежных зрителей некоторые преимущества при просмотре картины. Их взгляд не будет напрасно цепляться за колоритные визуальные детали, пытаясь отыскать в образах городка унылой панельной многоквартирной застройки, покосившегося села, цыганского табора и промышленного центра точные координаты социальных украинских времени и места.

За этим неприглядным ландшафтом скрывается универсальная история, погруженная в безвременье: драма вчерашней школьницы Ларисы (Анастасия Пустовит), гостящей у строгой бабушки и без ума влюбившейся в мускулистого бандита Шрама (Максим Самчик) с живописным шрамом на спине; а также сказка о ее крикливой 5-летней двоюродной сестре Витке (Соня Халаимова), которая оттеняет сознательный подростковый бунт непослушной детскостью.

Кинематографический "шведский стол"

Для Марыси Никитюк картина "Когда падают деревья" стала полнометражным дебютом — и как для режиссера, и как для сценариста. До этого она сняла три заметные короткометражные работы, существенно отличающиеся друг от друга — натуралистическую криминальную новеллу "В деревьях", мистическую драму "Мандрагора" и эстетически выпестованную психологическую историю ревнивой любви "Бешенство" ("Сказ"), — и создала сценарии сонма лаконичных, преимущественно остросоциальных работ.

Этот глубокий короткометражный опыт находит отражение в мозаичном и многовекторном 88-минутном фильме. "Когда падают деревья" представляют зрителям возможность сесть за своеобразный кинематографический "шведский стол", на котором выгодно и сочно (в том числе, благодаря взгляду оператора-постановщика Михала Энглерта) представлены весьма широкие жанровые и стилистически поиски автора картины.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Сумасшествие многолетней выдержки: о фильме "Человек, который убил Дон Кихота"

Между Кустурицей и Тарантино

Натурализм и магический реализм, эротика и социальная драма, криминальный роман и детская сказка — такими оказываются крутые художественные пороги, которыми проводит Марыся Никитюк свой дебют, решительно игнорируя то обстоятельство, что в итоге эпизоды ленты оказываются скорее самостоятельными зарисовками, нежели убедительными частями непротиворечивого (потому что оно — противоречивое) целого.

Бескомпромиссность, с которой автор следует своим творческим порывам, отбрасывая конструктивизм и сюжетное здравомыслие, то впечатляет, то обескураживает.

Последнее чувство особо остро возникает тогда, когда самобытную картину начинают густо покрывать стилистические отпечатки чужих работ — от творчества Квентина Тарантино, пропущенного сквозь русский фильтр лихих 90-х Алексея Балабанова, до балканских фантазий Эмира Кустурицы.

Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"

Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"

Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"

Актерская история и истерия

Фильм "Когда падают деревья" представляет сразу несколько более-менее равнозначных актерских работ, между которыми распределены пронзительные акценты повествования и экранное время. Из них творческой импульсивности Марыси Никитюк наиболее полно соответствует игра Сони Халаимовой — ребенок исполняет самую непосредственную партию картины, в том числе оправдывая ее финал, уводящий в фантастические миры, которые даже Эмиру Кустурице не снились.

В свою очередь Анастастия Пустовит играет истерическое нетерпение любви, сменяющееся депрессивным опустошением разочарования, за которым следует очередная вспышка агрессии, адресованная миру (вполне достойному неприятия) и самой себе. "Дітки підуть, і все налагодиться", — комментирует эти эмоциональные эксцессы эпизодический персонаж — носитель народной мудрости, черно-юмористические вкрапления которой в художественную реальность картины удаются Марысе Никитюк лучше всего.

Молодая актриса с голливудской внешностью Хлои Грейс Мориц, широко распахнув глаза, без оглядки и с головой бросается в эмоциональный омут — в прямом и переносном смысле погружаясь в болото. Решительной истовостью она достигает индивидуального исполнительского триумфа. Но это самостоятельное свершение на пользу фильму, все же, не идет. Лишь подчеркивая несовершенства его хаотичной конструкции, как яркая деталь мозаики, которая так и не сложилась.

Источник

Читайте также